Main page / Risk management / Model of internal control and risk management system

Model of internal control and risk management system

Internal control and risk management system of the Company is an element of Company’s corporate governance system comprising a wide range of procedures, methods and mechanisms of control created and used by the Board of Directors, Audit Commission, executive management bodies, senior managers and personnel of the Company focused on the provision of reasonable guarantees for achieving the following goals:

  • Efficiency of process administration;
  • Observation of legislative requirements, that may apply to the Company’s operations, as well as requirements of the Company’s internal documents;
  • Prevention of malpractices of the Company’s employees and third parties with Company’s assets;
  • Authenticity, completeness and timeliness of all types of reporting.

To evolve the system the Board of Directors has approved a range of internal documents. Principles of functioning, processes and procedures for risk management and internal control system of the Company are regulated by:

According to the above-mentioned internal documents we also approved the Regulations on the control environment and risks typical for “Commercial Metering and Transmission Services” business process, Regulations on the control environment and risks typical for “Exploitation” business process, Regulations on the control environment and risks typical for “Procurement Management” business process, Regulations on the control environment and risks typical for “Connection” business process.

The system is evolving on all management levels of the Company according to the following directions:

1) Preventive (monitoring) control includes build-up and optimization of processes with baseline control procedures (including implementation expenses and effect), as well as regulation of activities, including description of processes, participants (their authorities and responsibilities) and identification of milestones and control activities. Besides, this type of control includes risk management measures (monitoring, identification and risk evaluation, development and implementation of risk management measures).

2) In-process control includes control procedures by process owners (heads of structural units) and employees during the execution of their functions and control over the achievement of qualitative and quantitative performance indicators and separate lines of activities (monitoring of process efficiency, corrective measures).

3) Follow-up control includes internal audit (inspections of structural units, processes, projects and lines of activities, evaluation of reliability and efficiency of internal control system, participation in internal investigations of abuses, frauds, damages to the Company and its SACSubsidiary and associated companys, inappropriate expenditures), external audit (audit of annual financial statements under Russian Accounting Standards and evaluation of the Company’s internal control system), inspections (control over financial and operating activities of the Company to check whether it complies with the Russian legislation, charter and internal documents of the Company) as well as auto-evaluation (heads of structural units or senior management evaluate reliability and efficiency of the internal control system).

Participants of the internal control and risk management system:

Participant Key authorities and responsibilities in IC&RM system
Board of Directors
  • Creation, control over operations and determination of overall strategy for the evolution of the Company’s internal control and risk management system;
  • Review of reports and decision-taking on fundamental, key and problematic issues related to corporate governance;
Audit Commission
  • Control over financial and economic operations of the Company;
  • Independent appraisal of authenticity of data contained in the annual report and annual financial statements of the Company;
Audit Committee
  • Provision of external auditor selection and evaluation of its operations;
  • Provision of evaluation of authenticity of the Company’s financial statements (including auditor report);
  • Evaluation of the efficiency of the internal control and risk management system, preparation of proposals related to its improvement;
General Director, Management Board
  • Provision of creation and daily functioning of efficient and reliable system of internal control in the Company;
Heads of structural units
  • Arrangement of efficient control environment of processes under supervision (directions of activities), responsibility for the efficiency of operating goals of processes under supervision (directions of activities) and management of risks belonging to processes under supervision (directions of activities) and execution of control procedures;
Personnel of structural units responsible for control procedures according to the job functions
  • Execution of control procedures within internal control system according to job descriptions and regulatory documents;
  • Provision of timely informing direct heads on cases when control procedures and risk management activities became impossible due to any reasons and/or change of control procedures/risk management activities is required due to changes of internal and/or external environment of Company’s operations, including elaboration and submission for review by heads of proposals related to the implementation of control procedures and risk management procedures in corresponding fields of activities;
Internal Audit and Control Department
  • Provision of methodological support and coordination of risk management and control environment regulation processes, execution of independent follow-up control and evaluation of control environment efficiency, submission of information to the Board of Directors, executive bodies of the Company on significant trends and problems in Company’s operations.

To ensure the efficiency of the internal control system and its compliance with changing requirements and challenges the Company evaluates the efficiency of internal control system, its compliance with targets and maturity levels.

Up

Главная / Риск-менеджмент / Модель системы внутреннего контроля и управления рисками

Модель системы внутреннего контроля и управления рисками

Система внутреннего контроля и управления рисками Общества - элемент системы корпоративного управления Общества, включающий в себя весь диапазон процедур, методов и механизмов контроля, создаваемых и используемых Советом директоров, ревизионной комиссией, исполнительными органами управления, руководством и всеми работниками Общества, направленных на обеспечение разумных гарантий достижения целей по следующим направлениям:

  • эффективность и результативность организации деятельности;
  • соблюдение требований законодательства, применимых к деятельности Общества, а также требований локальных нормативных актов Общества;
  • предотвращение неправомерных действий работников Общества и третьих лиц в отношении активов Общества;
  • достоверность, полнота и своевременность подготовки всех видов отчетности.

В целях развития системы в Обществе Советом директоров утверждены внутренние документы. Принципы функционирования, процессы и процедуры системы управления рисками и внутреннего контроля Компании регламентируются:

В рамках реализации указанных документов утверждены Положение о контрольной среде и рисках бизнес-процесса «Коммерческий учет и реализация услуг по передаче электроэнергии», Положение о контрольной среде и рисках бизнес-процесса «Эксплуатационная деятельность», Положение о контрольной среде и рисках бизнес-процесса «Управление закупками» и Положение о контрольной среде и рисках бизнес-процесса «Реализация услуг по технологическому присоединению».

Совершенствование системы осуществляется на всех уровнях управления Обществом по следующим направлениям контроля:

  1. Превентивный (предварительный) контроль – в рамках которого осуществляется построение и оптимизация процессов с выстраиванием минимально необходимых контрольных процедур (с учетом затрат на их реализацию и эффекта от их внедрения), а также регламентация деятельности (описание процессов во внутренних документах, документальное закрепление участников, их полномочий и ответственности, идентификация контрольных точек и мероприятий). Кроме того, данный тип контроля включает в себя мероприятия по управлению рисками (мониторинг, идентификация и оценка рисков, разработка и выполнение мероприятий по управлению рисками).
  2. Текущий контроль – в рамках которого осуществляется выполнение контрольных процедур владельцами процессов (руководителями подразделений) и работниками Общества в рамках выполнения своих основных функциональных обязанностей и контроль достижения количественных и качественных показателей деятельности Общества и отдельных направлений деятельности (мониторинг эффективности текущих процессов, проведение корректирующих действий).
  3. Последующий контроль – включает в себя внутренний аудит (проверки структурных подразделений, процессов, проектов и направлений деятельности, оценка надежности и эффективности функционирования системы внутреннего контроля, участие в специальных (служебных) расследованиях по фактам злоупотреблений (мошенничества), причинения Обществу и ДЗОДочернее/зависимое общества ущерба, нецелевого, неэффективного использования ресурсов), внешний аудит (аудит годовой отчетности Общества по РСБУ и оценка состояния системы внутреннего контроля Общества), ревизионные проверки (контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества на предмет соответствия законодательству РФ, Уставу и внутренним документам Общества), а также самооценка (проведение руководителями СП или руководством оценки надежности и эффективности функционирования СВК направлений деятельности (процессов).

Участники системы внутреннего контроля и управления рисками:

УчастникОсновные полномочия и ответственность в области СВК и УРСистема внутреннего контроля и управления рисками
Совет директоров
  • обеспечение создания, контроль функционирования и определение общей стратегии развития системы внутреннего контроля и управления рисками в Обществе;
  • рассмотрение отчетов и принятие решений по системным, ключевым и проблемным вопросам внутреннего контроля;
Ревизионная комиссии
  • осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;
  • осуществление независимой оценки достоверности данных, содержащихся в годовом отчете и годовой бухгалтерской отчетности Общества;
Комитет по аудиту Совета директоров
  • обеспечивает процесс отбора внешнего аудитора и оценку результатов его работы;
  • обеспечивает оценку достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества (включая заключение внешнего аудитора);
  • оценивает эффективность системы внутреннего контроля и управления рисками, подготавливает предложения по ее совершенствованию;
Генеральный директор, Правление Общества
  • обеспечивает создание и повседневное функционирование в Обществе эффективной и надежной системы внутреннего контроля;
Руководители блоков и структурных подразделений
  • организуют эффективную контрольную среду курируемых процессов (направлений деятельности), несут ответственность за эффективность достижения операционных целей курируемых процессов (направлений деятельности) и управление рисками курируемых процессов (направлений деятельности) и исполнение контрольных процедур;
Работники структурных подразделений Общества, выполняющие контрольные процедуры в силу своих должностных обязанностей
  • исполняют контрольные процедуры в рамках функционирования системы внутреннего контроля, в соответствии с должностными инструкциями и установленными регламентирующими документами;
  • обеспечивают своевременное информирование непосредственных руководителей о случаях, когда исполнение контрольных процедур и мероприятий по управлению рисками по каким-либо причинам стало невозможным и/или требуется изменение дизайна контрольных процедур/мероприятий по управлению рисками в связи с изменением внутренних и /или внешних условий функционирования Общества, в том числе обеспечивают разработку и предоставление на рассмотрение руководству предложений по внедрению контрольных процедур и мероприятий по управлению рисками в соответствующих областях деятельности;
Департамент внутреннего аудита и контроля
  • обеспечивает методологическое и координационное сопровождение процессов управления рисками и регламентации контрольной среды в Обществе, осуществляет независимый последующий контроль и оценку эффективности контрольной среды в Обществе, обеспечивает информирование Совета директоров, исполнительных органов Общества о существенных тенденциях и недостатках в деятельности Общества.

Для гарантии того, что система внутреннего контроля эффективна и соответствует объективно изменяющимся требованиям и условиям Общество проводит оценку эффективности системы внутреннего контроля: ее соответствие целевому состоянию и уровню зрелости.

Наверх